понедельник, 4 апреля 2011 г.

Кошки во французской живописи, часть первая

В средние века во Франции, как и во всей католической Европе, кошку считали пособницей дьявола и ведьминым отродьем, которое необходимо уничтожать.

Луи Буальи (1761-1845), "Габриель Арно в детстве с кошкой"

Поэтому на картинах французских художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь в начале XVII века во Франции были написаны картины, запечатлевшие кошек.

Это работы Le Nain Louis (1598—1648) «Посещение бабушки» и «Сельская семья».
Le Nain Louis - Visit to Grandmother - GJ-1172
«Visit to Grandmother(Посещение бабушки)»
На обеих картинах кошки изображены в кругу семьи как равноправные ее члены — несмотря на то, что в эти времена во Франции еще пылали костры для сожжения кошек вместе с ведьмами в день Святого Жана.

"Крестьянская семья в интерьере"


"Сельская семья"

В XVII и XVIII веках одиночные статичные кошки появляются также на картинах Ф. Депорта (1661—1743) «Натюрморт с дичью и овощами» и Н. Деколе (1739—1792) «Хорошая мать».

"Собака, сторожащая охотничьи трофеи" Ф.  Депорт

На этих картинах кошки или тянутся к дичи, или спокойно сопутствуют семейным делам.
На картине Ж.-Б. Шардена (1699—1779) «Прачка» кошка тоже спокойно и неподвижно сидит недалеко от стирающей женщины. Однако на других полотнах Шардена кошки находятся далеко не в таком статичном состоянии.
Chardin Jean-Simeon - Laundress - GJ-1185
«Chardin Jean-Simeon, Прачка»

Например, на картине «Скат», показанной по телевидению в передаче, посвященной Шардену, белая с агути кошка, вздыбившись, стоит над сброшенными ею устрицами, в позе кошки — угроза и страх.

"Скат", Шарден


"Серебрянная супница" , Шарден


"Крадущаяся кошка", Шарден


"Кошка и лосось", Шарден

В XVIII веке А. Ватто (1684—1721) создал целую серию эскизов, на которых показаны кошки в самых различных позах.

"Радости бала", А. Ватто

Рисовал кошек и Ж.-Б. Удри (1686—1755), один из лучших французских анималистов. (К сожалению, кошек от Удри мне найти так и не удалось - АГ)
Известна также «Отдыхающая белая кошка» Т. Жерико (1792—1824 г.г.)

"Отдыхающая белая кошка"


Теодор Жерико (Géricault), Louise Vernet enfant (1814-1845)

Рисовал кошек в домашней обстановке и великий Франсуа Буше.

Ф. Буше,  Утренний туалет"


Ф. Буше "Модистка"


Ф. Буше, "Модистка" фрагмент

Ж.-Б. Перонно (1715—1783) написал «Портрет девочки с кошкой», хранящийся в Национальной галерее Лондона. По описанию Н. Котигоренко, на ней изображена девочка с нежным личиком и спокойными голубыми глазами и кошка удивительной красоты. Человек и кошка на этом портретепредставлены как равные между собой — это два Божьих создания.

Ж.-Б. Перонно, "Портрет девочки с кошкой"

В XIX веке кошки также неоднократно появляются на полотнах французских художников. На картине Г. Курбе (1819—1877) «Мастерская художника» (1855), главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка. Искусствоведы видят в картине своеобразную реальную аллегорию, «живописный манифест», заостренный против академистов.

Гюстав Курбе, "Мастерская художника. Реальная аллегория"

На других картинах французских художников XIX века изображены кошки, которые гуляют вместе со своими хозяевами в выходные дни на природе (Ж. Сера, «Воскресный день»), наблюдают за домашней работой (Ж.-Ф. Милле, «Крестьянка, сбивающая масло»)

Жан Франсуа Милле, Крестьянка, сбивающая масло,  1855 г

или за порядком в кафе (П. Гоген, «Кафе в Арле»),



Поль Гоген, "Цветы и кошки"

В картине П. Гогена «Таитяне в комнате» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.
Not Working
Поль Гоген «Таитяне в комнате»

Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны.

"Женщина с кошкой", Огюст Ренуар

На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.

"Женщина наблюдает за кошкой", Огюст Ренуар

 На портрете Жюли Мане девочка с нежность прижимает к себе полосатую кошку и той это явно нраивтся.

Пьер Огюст Ренуар, "Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой"


Огюст Ренуар, "Спящая кошка"

Но фурор среди французской публики наделала почему-то черная кошка, появившаяся на картине Э. Мане (1832—1883) (внизу справа!) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году. На картине изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом.

Э. Мане, "Олимпия"
На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и пресловутая черная кошка.
Сюжет картины повторяет тициановскую «Венеру из Урбино», но Мане, в поисках подобного же пластического мотива, после долгих колебаний заменил собачонку на этой картине черным котом — это было самое любимое его животное. Горящий взгляд ощетинившегося кота невольно вызывает в памяти средневековые предания о колдуньях и прислуживающих им черных кошках.
Возможно, черная кошка на этой картине намекала, что в обаянии Олимпии вместо божественного есть что-то колдовское, «ведовское», что тоже отделяло ее пропастью от добродетельно-набожных нравов Второй империи. У одних посетителей выставки эта картина вызвала бурю восторга, у других — волну негодования. Не случайно один из последних избрал центральным объектом своих ядовитых критических нападок на художника именно черного кота, и закончил он свое эссе следующим образом:
«Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели !». В изданиях того времени появилось множество карикатур на картину. На них неизменно присутствовал черный кот с задранным хвостом.

Офорт Э. Мане «Кот и цветы» украсил книгу Шамфлери «Коты», вышедшую в Париже в 1868 году. Кошек можно встретить в разных работах Мане. Есть у него рисунок «Кошка», где животное спит, свернувшись в клубок и вывернув мордочку кверху, есть и литография «Свидание кошек».

"Свидение кошек", Э. Мане
Про последнюю украинский искусствовед И. Карабутенко написал, что литография напоминает танец эльфов, черного и белого, на какой-то мифической крыше.


Эдвард Мане, "Молодая женщина в испанском наряде"

Woman with a Cat, Portrait of Madame Manet
Э. Мане «Woman with a Cat, Portrait of Madame Manet»

Источник информации: funcats.by
Все источники иллюстративного материала указаны под репродукциями.

Продолжение следует - часть вторая

Комментариев нет:

Отправить комментарий