четверг, 8 апреля 2010 г.

Жак Луи Давид - в живописи и революции

Источник текста: сайт: People's History
В конце XVIII века художник осознает себя независимой творческой личностью, а общество признает значительность личности художника, он становится общественной и политической фигурой. Одним из первых на этом пути был знаменитый французский живописец Жак Луи Давид. В художественную жизнь той поры он вошел как возмутитель тягостного спокойствия, которое все больше напоминало затишье перед бурей.
Эпоха Просвещения утвердила во Франции новую материалистическую философию, культ разума, науки, принесла новые общественные идеи, новую мораль, новую эстетику. Это время Вольтера, Дидро, Монтескье, властителя дум Жан Жака Руссо.
Написанный Руссо в 1761 году роман в письмах 'Юлия, или Новая Элоиза', повествующий о горькой любви бедного учителя к дочери аристократа, превратился в настольную книгу всякого мало-мальски грамотного француза; над ним рыдала вся страна - от принцессы, будущей злосчастной королевы Марии Антуанетты, до провинциального адвоката, ее будущего палача Максимилиана Робеспьера. Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Одни убеждались во врожденных добродетелях человека, которого портят законы общества, фальшивого, бесчеловечного и потому обреченного на гибель во имя благоденствия и равенства всех людей, во имя высшей справедливости. Другие увидели в свежей, искренней лирике Руссо лишь новую моду. Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок; в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия; в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная любовь увенчивалась браком... Это было все же каким-то шагом вперед: искусство открывало для себя 'маленького' человека, пыталось опоэтизировать его быт, найти нового героя, которым становится, наконец, представитель третьего сословия, трудолюбивый буржуа, творец национального богатства.
Первым на новые веяния откликнулся портрет - самый гибкий и чуткий жанр, в котором легко сочетать традиции и новшества. С самого начала XVIII века во французской культуре постоянно рос интерес к личности, который достиг вершины в 'Исповеди' Руссо и привел к взлету портретного искусства. Именно в этом жанре заявил о себе Жак Луи Давид, и в 1781 году, будучи уже 33-летним авторитетным мастером, поразил Париж, выставив портрет польского графа Потоцкого. Удивительны были не только размеры картины - примерно два на три метра, из-за чего он не мог поместиться в Салоне и публика ходила смотреть на него в мастерскую художника, - но и явление иного героя.